Акалькулия: причины и коррекция нарушения счета

Акалькулия – это синдром, который проявляется нарушением функции счета и вычислительных операций. Нейропсихологическое расстройство коррелирует с неспособностью понимать значение и строение чисел, запоминать и распознавать их форму, воспринимать название на слух. Нарушение вычислительных операций часто связано с невозможностью наметить программу последовательных действий для решения арифметической задачи.

Описание

Дивертикулез кишечника – это заболевание, при котором в стенках различных полых органов (чаще толстого кишечника, пищевода, мочевого пузыря и т.д.) образуются небольшие выпячивания. Чаще всего данное заболевание наблюдается у пожилых людей из высокоразвитых стран и у детей (как следствие нарушения развития кишечника и других органов). Интересно, что диагноз «дивертикулез» ставится чаще горожанам, среди сельских жителей эта болезнь встречается редко. А в некоторых поселениях Юго-Восточной Азии и Африки это заболевание не встречается вовсе.

Заболевание чаще всего протекает бессимптомно. Только у 15-20% людей с дивертикулезом развивается дивертикулярная болезнь с характерной клинической картиной.

Симптомы

Данный синдром проявляется в следующих симптомах:

  • Неспособность к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения. Например, человек не сможет понять, какое количество имеют 3 книги на столе, пока не посчитает их по одной.
  • Присутствие высоких сложностей при вычислении с помощью цифр. Например, человек, страдающий дискалькулией, не сможет понять, почему 3 + 3 = 6.
  • Наличие сложностей с абстрактным счётом времени. Например, подобные люди всегда опаздывают на запланированные встречи.
  • Отсутствие понятия интуитивного вычисления пройденного расстояния.
  • Наличие сложностей с координацией движений.

Так или иначе, это не является показателем интеллекта. Люди, имеющие синдром дискалькулии, часто становятся поэтами, художниками, скульпторами, и, следовательно, не имеют проблем в изучении языков или писания.

Причины возникновения

Синдром развивается как следствие повреждения разных участков коркового слоя мозга. Локальное повреждение участка мозгового вещества практически всегда сопровождается ухудшением или утратой способности к арифметическим вычислениям. Частичная акалькулия часто встречается в сочетании с амнезией, распространяющейся на числа, или зрительной агнозией.

Синдром встречается в структуре расстройств мнестической, речевой, акустической сферы, возникает как следствие невозможности словесного воспроизведения чисел. В этом случае при нарушении вычислительных функций ядро понимания чисел и выполнения счетных операций не затрагивается. Основные факторы, участвующие в патогенезе дискалькулии:

  • Отягощенный анамнез, наличие таких диагнозов, как алкоголизм, психопатии, депрессия.
  • Повреждение вещества головного мозга на начальных этапах онтогенеза (индивидуальное развитие организма).
  • Недоразвитие структур мозга в постнатальный (от момента рождения) период.
  • Заболевания ЦНС (гидроцефалия, инфекции – полиомиелит, энцефалит, менингит, ДЦП, гемиплегия, параплегия – паралич ноги и руки в одной половине тела, паралич только верхних или нижних конечностей с полной утратой возможности совершать произвольные движения).
  • Перинатальные патологии (родовые травмы, асфиксия плода, недоношенность, замедление психомоторного развития).
  • Заболевания, перенесенные матерью в период гестации (грипп, вирусные инфекции, токсикоз в I, II триместре).
  • Психотравмирующие воздействия в раннем детстве (жестокое обращение, неполная семья, равнодушие к ребенку или чрезмерная опека).
Причины возникновения

Причины первичной акалькулии связаны с повреждением вещества мозга коркового слоя в теменной или затылочно-теменной области, в том числе в зоне надкраевой извилины, пролегающей в доминантном полушарии. В основе патогенеза лежат дефекты пространственного гнозиса (процесс перцептивной категоризации – способность различать объекты посредством зрительного, слухового, тактильного восприятия).

Первичная акалькулия – результат разлаженности работы анализаторных систем, в частности нарушения пространственного восприятия. При вторичной форме расстройство устного счета коррелирует с локальным или диффузным повреждением коркового слоя в зоне висков, затылка, лба, темени вследствие перенесенного нарушения мозгового кровотока, кровоизлияния, очага абсцесса, черепно-мозговой травмы.

Акалькулия у детей

Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.

Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.

Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.

Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут. Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков. Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.

Читайте также:  Выбор пола при искусственной инсеминации

Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию. При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в восприятии. Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию. При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.

Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей. Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия. Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.

Аспекты синдрома

Впервые сведения о таком заболевании, как акалькулия появились в 1919 году. По итогам исследований патология была разделена на первичную и вторичную. Первичная форма развивается при поражении височной, теменной и затылочной части коры головного мозга. При таком развитии у больного нарушается возможность произведения анализа и синтеза пространственных представлений.

Пациент не может различить цифры, произвести какие-либо действия с ними. Врачами был установлен факт, что сложность возникает из-за отсутствия понимания у человека «лево, право, вверх, вниз».

Наибольшую сложность эти нарушения вызывают у детей. У ребенка может не наступить понимание пространства к периоду начала обучения в школе. Это приведет к невозможности освоения арифметических цифр.

Аспекты синдрома

Симптомами первичной акалькулии являются:

  • Отсутствие разницы между цифрами. Например, больной не понимает, чем отличается 545 от 455.
  • Невозможность провести различия между разрядами чисел.
  • Полное отсутствие понятия числа.
  • Непонимание пространственных координат.
  • Сложность в проведении любых видов арифметических действий.

Вторичный вид патологии наблюдается при общем расстройстве умственной деятельности или при психических нарушениях.

Лечение

Акалькулия требует терапии, основанной на устранение основной причины. Форма синдрома напрямую влияет на то, как будет осуществляться восстановление вычислительных способностей. Ответственность за это несут клинические психологи, дефектологи, специалисты нейропсихологии и психиатры. Терапия первичной формы

В данном случае ключевая цель представлена восстановление понимания чисел и их разрядной структуры. Среди наиболее эффективных методов следующие:

  • метод понимания разрядов;
  • метод действия с числами;
  • визуальный метод.

Специальные методики, в основе которых лежит визуальная память, принято использовать в тяжелых формах болезни. Это могут быть выложенные перед пациентом в ряд карточки с изображением количества предметов и соответствующими числами.

Игровая форма в случае с детьми приносит более ощутимый эффект. Например, под цифрой 4 на карточке будет изображено 4 книги.

Цветовая гамма предметов должна быть яркой и разнообразной, поскольку в процессе запоминания и восприятия цвет играет немаловажную роль.

Суть метода действия с числами заключается в необходимости пациента разбить любое число на максимум возможных вариаций. Палочки отлично подходят для выполнения данного упражнения. Например, пациенту предлагают разбить на возможные вариации число 7.

Все выполненные действия необходимо записать в дневник. Со временем можно избавиться от палочек и заменить их вербальным комментированием арифметической операции, если пациент будет делать успехи. Все счетные операции необходимо будет проговорить вслух, далее можно переходить на шепот и в результате человек учится считать в уме.

Если неспособность анализировать разряды чисел сопровождается нарушением их названия, актуально проговаривать все числа до 100, а работе дефектолога будет заключаться в появлении разницы между единицами и десятками.

Не менее эффективно упражнение, когда пациенту необходимо написать наименование числа под его названием. Например, под надписью триста сорок семь пациент должен написать 347.

Только первые 2-3 занятия проводятся в наглядно-образном стиле, после чего актуален постепенный переход на голосовое озвучивание процессов. У взрослых акалькулия легкой стадии корректируется более эффективно, нежели у детей.

Терапия вторичной формы акалькулии

При вторичной форме локация поражения головного мозга напрямую влияет на характер восстановления числового понятия и счета.

  1. Затылочные поражения требуют коррекции правильного написания и визуального восприятия. Наиболее эффективные методики – упражнение с двигательным бразом числа, манипулирование с задачами и числами, а также предметный счет. Не менее эффективен метод озвучивания, когда в уме пациент представляет число. Результат возможен при хорошо развитой зрительной памяти, воображения, а также при сохранном слуховом восприятии.
  2. Проблемы со слуховым восприятием чисел характерны при поражении височных зон. Специализированное терапевтическое восстановление в данном случае не актуально, поскольку нарушение несущественное.
  3. Префронтальные поражения требуют обучения пациентов простому пониманию чисел, постепенно вводятся арифметические операции, где в роли предметов выступают цифры. На завершающем этапе дефектолог вводит арифметические операции с последовательными действиями.

Пациент будет анализировать арифметические действия и за счет объективно-разрядного понимания числа, и за счет привычной предметной характеристики, если вводить манипулирование предметами наравне с числами.

От первичной предметной оценки к разрядной, пространственной характеристике можно перейти за счет переключения на внутреннюю программу сознания от внешних действий. Постепенно арифметические манипуляции восстанавливаются, как и их понимание.

Читайте также:  Алопеция у детей: виды, причины, симптомы и лечение

Акалькулия и дискалькулия

На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.

Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.

Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции. Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры. Нередко, акалькулию сопровождает дисфункция психики, вследствие чего у взрослых лиц повреждаются отдельные сегменты мозга, ответственные за операции счета и числа.

Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.

Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.

На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию. Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым. Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.

Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.

Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.

Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.

Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.

Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.

Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.

Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.

Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь. Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности. Результатом становится , поскольку крохи не в состоянии посчитать, определить правую или левую сторону, время, у них наблюдаются сложности с распознаванием геометрических фигур и букв.

Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.

Дискалькулия у школьников. Причины, классификация и коррекция

Лебедева Е.Н., детский логопед, логопед-дефектолог Детской поликлиники «Маркушка»

Дискалькулия — специфический термин, не так давно появившийся в нашем обществе, и, к сожалению, малознакомый даже педагогам. Что это, и что нужно знать родителям, особенно имеющим детей – дошкольников и младших школьников?

Дискалькулия у детей — специфическое расстройство математических способностей, характеризующееся неспособностью ребенка успешно освоить даже простейшие арифметические функции.

Диагностика дискалькулии

Для детей с таким специфическим расстройством характерны:

  • Трудности определения и сравнения количества предметов;
  • Трудности в различении понятий «больше» — «меньше» без конкретного пересчета;
  • Им сложно назвать последовательность числового ряда как в прямом, так и в обратном порядке;
  • Возникают трудности в запоминании состава числа, в понимании смысловой значимости арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • Учащимся с огромным трудом дается запоминание таблиц сложения и умножения, непонятны математические термины, а решение простейших задач заводит в тупик, если нет наглядного предметного ряда;
  • Также характерны ошибки в написании и назывании чисел.

Причины дискалькулии

В изучении причин подобного нарушения, ученые сходятся во мнении, что главным является нарушение функционирования коры головного мозга.

Это может быть как следствие умственной отсталости, задержки психического развития, так и вариантом генетического наследственного сбоя, а так же последствием сильных психотравмирующих факторов.

Нарушение работы зрительного анализатора, нарушение обработки полученной информации, трудности аналитико-синтетической деятельности так же могут быть причиной дискалькулии. Поэтому о собственно дискалькулии следует говорить в случаях сохранного интеллекта, на фоне которого проявляются трудности в освоении простейшей математики.

Дискалькулия у детей может проявляться самостоятельно, или в комплексе с нарушением чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Дискалькулия у школьников. Причины, классификация и коррекция

Классификация дискалькулии

На данный момент известно несколько видов дискалькулии, каждый из которых имеет свои характерные признаки. Но как показывает практика «чистый» вид встречается крайне редко, поэтому диагностику дискалькулии должен проводить специалист, который в ходе обследования сможет увидеть картину в целом.

Читайте также:  Лучшие модели прогулочных колясок по отзывам покупателей

В современной коррекционной педагогике и психологии выделяют графическую, вербальную, лексическую (цифровую), операциональную, практогностическую и пространственную дискалькулию, а также арифмерию (неспособность овладеть процессом вычисления) и псевдодискалькулию (недоразвитие математических способностей из-за отсутствия желания учиться, отставании по программе обучения или некорректной программы обучения, когда задания не базируются на пройденном материале).

Дискалькулия у школьников. Наиболее распространенные виды

Вид дискалькулии Характеристика
Графическая Характеризуется нарушением «кодировки». Возникают трудности при записи названного числа, ошибки при определении графемы, относящейся к произнесенному числу или названному математическому термину. Неспособность графически обозначить геометрическую фигуру, записанную в задаче или произнесенную вслух в словесной формулировке.
Вербальная Характеризуется трудностями в назывании чисел, символов, количества, прочтении формул и математических операций.
Практогностическая Неспособность абстрактно сосчитать предметы, распределить их в зависимости от количества, формы или иного признака по заданному порядку.
Лексическая Непонимание арифметических функций, неспособность решить математические примеры или уравнения в результате неосознанности операций с символами, нарушений пространственно-визуальных процессов.

Коррекция дискалькулии

Коррекционная работа по преодолению дискалькулии должна проводиться под руководством специалистов. Лучше всего, когда с ребенком работают сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, психолог, психоневролог. В силу малой изученности данного нарушения, чаще всего вся работа ложится на плечи логопеда или дефектолога.

Разработанные логопедические и дефектологические программы включают в себя комплекс занятий, направленных на формирование специализированных математических действий и общих жизненных понятий, таких как: больше-меньше, состав числа, устный счет, с последующим переходом действий в навык.

Особое внимание обращается на развитие мышления, формирование абстрактного мышления. Параллельно строится программа по развитию речи для расширения словарного запаса детей, происходит обучение умению вербально сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Совет

Своевременно и в полном объеме проведенные занятия по коррекции дискалькулии позволяют успешно преодолевать данное нарушение, что способствует улучшению успеваемости школьников по математике и улучшению психологического состояния ребенка.

Возможности профилактики и прогноз

Профилактика заболевания основывается на классификации дискалькулии, так как каждый тип расстройств требует своего подхода.

Предупреждение развития нарушения графического типа требует проведения упражнений, улучшающих восприятие зрительных образов, мелкую моторику и тренировать различные виды памяти. Важно помнить, что при дискалькулии присутствуют некоторые особенности зрительного гнозиса. Их профилактика основывается на использовании различного наглядного материала.

Практогностическое расстройство можно предупредить при своевременном обучении дошкольника основным арифметическим навыкам. При этом следует проговаривать ход вычислений, озвучивать результат и следить за формированием правильного восприятия математических действий. Кроме того, родителям следует работать над развитием пространственного восприятия и координацией в пространстве.

Для предупреждения дислексии выполняют упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия. Детям рассказывают о форме, цвете, учат воспринимать и узнавать различные математические символы. Важно обучать ребенка сопоставлять их с правильным названием и предназначением во время арифметических расчетов.

Вербальная дискалькулия развивается на фоне отсутствия занятия с дошкольником по пониманию математических операций и их сути. Следует выполнять упражнения на правильное называние действий, понимать различия между цветами, формой и размером объектов. При этом ребенок должен проговаривать эти отличия вслух.

Профилактика операционального расстройства требует своевременного обучения арифметическим действиям. Ребенка следует вовлекать в эту деятельность, а не заставлять решать примеры без каких-либо пояснений.

Помимо специфической профилактики, необходимо соблюдать и общие рекомендации: организовать правильный режим сна и отдыха, рациональное питание, регулярные физические нагрузки и пр. При появлении первых проблем с освоением математики следует проконсультироваться с психологом или педагогом. Они помогут установить характер расстройства и при необходимости направят родителей на консультацию со специалистами.

Прогноз

Своевременное выявление болезни и соблюдение всех принципов коррекции дискалькулии позволяет полноценно освоить счет и другие арифметические навыки. Если же родители длительное время не обращаются за помощью и игнорируют низкие способности детей в математики, то необходимые умения не формируются, что в итоге снижает качество жизни.

Можно ли вылечить дискалькулию?

Специалисты отмечают, что расстройство легко поддается коррекции при комплексном подходе.

,Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной,Нарушения речи встречаются у 1% детей в дошкольном возрасте. Как правило, при осмотре у,Одна из важнейших специфических, наиболее сложноорганизованных человеческих форм деятельности, использующая языковые средства — это,Афазия представляет собой системное расстройство речевой функции у человека. Это большая группа патологических проявлений

(Пока оценок нет)

С какими расстройствами сочетается

Дискалькулия является самостоятельным заболеванием, однако часто может сочетаться с другими нарушениями. Патологии, которые могут сопровождать ее, имеют сходный генез и вызваны врожденными патологиями развития головного мозга, задержкой умственного развития, нарушениями психологического здоровья. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться:

  • дислексия – нарушение способности читать и писать;
  • синдром дефицита внимания – нарушение концентрации внимания, неконтролируемая импульсивность, гиперактивность;
  • дисграфия – неспособность овладеть навыком письма.