Дизартрия у ребенка: стертое и четко выраженное состояние

Рубрика: Медицина

Дифференциальная диагностика форм дизартрии

Форма дизартрии Патогенез Симптоматика
Бульбарная дизартрия. При поражении продолговатого мозга
  • разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)
  • паралич или парез мышц  глотки, гортани, языка, мягкого неба
  • нарушается процесс глотания
  • затруднено жевание
  • недостаточная подвижность голосовых складок
  • нарушения голоса (слабый, назализированный)
  • дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения
  • атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)
  • речь нечеткая, замедленная
  • амимичность лица
Подкорковая дизартрия При поражении подкорковых узлов головного мозга
  • нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)
  • наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте)
  • нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет)
  • возникновение артикуляционного спазма
  • непризвольные выкрики
  • нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный)
  • нарушения тембра и силы голоса
  • нарушения интонации
  • нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания
  • может сочетаться с нарушением слуха
Мозжечковая дизартрия При поражениях в области мозжечка
  • скандированная речь
  • нарушения модуляции голоса
  • трудность удержания артикуляционных укладов
  • неточность движений языка
Корковая дизартрия При очаговых поражениях головного мозга
  • нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата
  • нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов
  • затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую
  • изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются
  • ускоренный темп речи            запинки
  • нет нарушений лексико-грамматической стороны речи
Псевдобульбарная дизартрия Следствие перенесенного органического поражения головного мозга
  • псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН
  • нарушения общей и речевой моторики
  • затрудненность сосания, глотания
  • поперхивания, захлебывания при еде
  • слюнотечение
  • нарушение мимики

Легкая степень псевдобульбарной дизартии

  • отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата
  • медленные, неточные движения языка, губ
  • расстройства жевания и глотания невыражены
  • речь замедленная, смазанная
  • чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч
  • звонкие произносятся с оглушением
  • трудности произношения мягких  (средняя часть языка)
  • недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ)
  • на письме замены: Д-Т, Ч-Ц
  • сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи
  • слух и интеллект чаще всего сохранны
  • Средняя степень псевдобульбарной дизартрии
  • наиболее многочисленная группа дизартриков
  • амимичность: не могут надувать щеки, вытягивать губы
  • движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык
  • трудности в артикуляционных переключениях
  • мягкое небо малоподвижно
  • назализованный голос
  • обильная солювация
  • затруднено жевание и глотание
  • тяжелые нарушения звукопроизношения
  • малоподвижный язык, губы             нечеткая артикуляция гласных
  • часто смешиваются Ы-И
  • могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н
  • Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком
  • слабая воздушная струя
  • звонкие согласные заменяют глухими
  • пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных
  • нарушения коммуникативной функции речи
  • ограниченность жизненного и вербального опыта
  • Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии
  • анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата
  • маскообразное лицо
  • отвисает нижняя челюсть
  • рот постоянно открыт
  • язык неподвижен
  • большие трудности при жевании и глотании
  • речь нечленораздельна или отсутствует

Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией

ДизартрияДизартрияПарезНарушение звукопроизношенияЛогопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) — дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании;
  • 2 степень — дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной;
  • 3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям;
  • 4 степень — речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Дизартрия псевдобульбарнаяДизартрия корковаяДизартрия бульбарнаяДизартрия экстрапирамидная (подкорковая)

  1. резких перепадов мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
  2. наличия насильственных движений (гиперкинезов);
  3. нарушения эмоционально-двигательной иннервации.

Дизартрия мозжечковаястертая дизартрия

  1. Нарушения мышечного тонуса.
  2. Нарушение объема движений органов артикуляции.
  3. Синкинезии (синнергезии).
  4. Гиперкинезы.
  5. Девиация языка.
  6. Сглаженность носогубной складки с одной стороны или с обеих сторон.
  7. Ассиметрия углов рта.
  8. Атаксия.
  9. Нарушение статики и динамики артикуляторных движений.
  10. Апраксия (диспраксия).
  11. Гиперсаливация.
  12. Истощаемость движений, низкое их качество, отсутствие точности, плавности.
  1. межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [р];
  2. боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
  3. дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
  4. свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
  5. шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;
  6. дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.
Читайте также:  Интересные варианты, как оригинально сообщить мужу о беременности

Варианты нарушения звукопроизношения: замена, смешение, пропуск, искажение. Дефекты звукопроизношения по международной классификации обозначили как:Искажение звука или его отсутствиеЗамена и смешениеПричины:Дефекты озвончения,Дефект оглушенияУчитель-логопед: Латыпова Евгения Александровна

Лечение дизартрии у детей

При лечении очень важно, чтобы в этом были заинтересованы родители, так как лечебные методики рассчитаны не только на время занятия в логопедическом кабинете, но и в домашних условиях. Для детей с дизартрией основным направлением в лечении является развитие речевой мускулатуры (губы, язык, мягкое небо). Для этих целей целесообразно проводит постепенно усложняющиеся упражнения. Это можно сравнить с обучением ребенка ходьба: сначала ползаем, затем сидим, потом учимся вставать, ходит за ручку и наконец самостоятельная ходьба.

Первое, что необходимо делать ежедневно – это массаж мышц лица. Необходимо слегка поглаживать, затем пощипывать мышцы щек, губ, нижней челюсти. Так же необходимо производить сближение пальцами губ в горизонтальном и вертикальном направлении. Массажировать можно и мягкое небо, но не более 2-х минут. Для этого его поглаживают подушечками указательного и среднего пальца в направлении спереди назад. Очень хороший эффект достигается при самостоятельных занятиях ребенка перед зеркалом, когда он видит, как расположены его губы и язык и старается самостоятельно придать им форму, которую видел ранее при разговоре с взрослыми.

Следующим этапом в лечении дизартрии у детей является применения активной гимнастики речевого аппарата. Для этих целей необходимо производить открывание и закрывание рта, удержание рта открытым или полуоткрытым. Можно производить выдергивание изо рта ребенка прикушенной марлевой повязки. Для гимнастики губ необходимо производить оскал зубов, вытягивание губ в хоботок. Очень хорошо для подобной гимнастики использовать леденец на палочки, который ребенок должен зажимать губами, а вы стараться достать его. Это упражнение очень эффективно, так как при уменьшении диаметра леденца необходимо прикладывать больше усилий.

«Сладкую» гимнастику так же можно использовать и для тренировки языка. В этом случае сладким леденцом производят смазывание попеременно то одного угла рта, то другого, которые ребенок в последствии должен облизать языком. Чтобы способствовать поднятию языка вверх, можно сладкой конфетой смазывать верхнюю губу.

Все эти упражнения можно легко проводить в домашних условиях. Задача логопеда сводится к постепенной постановки произношения различных звуков. Проводится это постепенно, так как есть звуки, которые легко можно поставить (а, п, у, м, к, ы, н и др) и которые очень сложно (р, ш, ж, с, з, ч, щ, т и другие).

Постоянно проводят закрепление ранее изученных звуков. На фоне проводимого лечения дети начинают лучше воспринимать письменные слова, способны усваивать письменный материал. Это является хорошим прогностическим показателем для посещения ребенком общеобразовательной школы.

Помимо тренировки мышц речевого аппарата необходимо проводит гимнастику для пальцев, развивать мелкую моторику пальцев рук. Для этих целей можно применять игры с соломинками и счетными палочками, собирание паззлов, конструкторов.

При раннем начале лечения прогноз у данного заболевания благоприятный. Дети довольно быстро овладевают навыками правильной речи, способны к письму и чтению и успешно обучаются в общеобразовательной школе.

Врач педиатр Литашов М.В.

Дизартрия — что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы

Дизартрия — это нарушение речи (сенсомоторное расстройство), обусловленное дисфункцией моторных (фонетических) функций, вызывающее нарушение в голосообразовании и произношении.

Голосообразование человека – явление не совсем разгаданное и сложное — частотность, тембр, громкость или тоновый диапазон зависит не только от работы мышечного аппарата, участвующего в функционировании отдельных произносительных структур, но и от естественного потенциала всего нервно мозгового аппарата человека.

Развитие речи обусловлено согласованной деятельностью всех функций мозга и обширным комплексом нейронов в различных отделах ЦНС, регулирующих работу всего организма.

Нормальное восприятие речи и азы артикуляции обеспечивают речевые зоны мозга. Они располагаются в многоуровневой системе коры мозга и осуществляют регуляцию подвижной (динамической) речевой памяти человека.

Дизартрия является следствием нарушения связи речевого аппарата с ЦНС. Несостоятельность иннервационных процессов развивает погрешности в артикуляции со стороны речевого произношения.

Генезис развития обусловлен локальными процессами в мозговых структурах (травмы, инсульты, опухоли, интоксикации и гнойные процессы), вызывающих расстройства тех областей мозга, которые отвечают за мимическую и артикуляционную мускулатуру.

Патологические процессы в разных отделах мозговой оболочки проявляются качественно-отличимыми речевыми нарушениями, вследствие чего, картина болезни выражается в соответствии с патологиями в определенной области мозговых структур, обусловливая ту или иную форму заболевания.

Читайте также:  Как и чем помочь ребенку? Причины и способы лечения энуреза у детей

Виды и признаки дизартрии

В клинической практике артикулярных патологий дизартрию, нарушение речи, подразделяют на виды и формы по расположению патологических дисфункций и проявлению симптоматики, сопровождающей заболевание.

Мозжечковый вид заболевания обусловлен патологиями, поражающими «малую» заднюю мозговую область (мозжечек), отростки нейронов (нервы), осуществляющие взаимосвязь с ЦНС и лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в кожно-мышечных губных складках и мышцах языка, вызывая распластанность его формы и ограничение подвижности.

Колебания мышечного напряжения становиться препятствием для поддержания нормальной артикуляции из-за повышенного или недостаточного движения. Проявляясь:

Дизартрия — что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы
    • Частичным параличом и провисанием мягких структур неба;
    • Затрудненным процессом жевания;
    • Гнусавым произношением многих звуков;
    • Вялой и невыразительной мимикой;
    • Невнятной, замедленной и затрудненной речью;
    • Неправильной речевой модуляцией и постановки ударений;
    • Выкриками отдельных моментов речи и затуханием голоса в конце предложений;
    • Шаткой походкой и нарушением координации.

Подкорковая дизартрия обусловлена патологическими процессами в ядерных центрах мозгового серого вещества, вызывая дисфункции в мозговой системе управления (экстрапирамидной), проявляясь нарушениями мышечного напряжения, регуляции последовательности и силы их сокращений, естественного автоматизма движений. Патологический процесс сопровождается нарушением членораздельности и четкости произношения.

Повреждения непостоянны и разнообразны, их проявления зависят от эмоциональных субъективных состояний. Характеризуются:

    • Отклонениями в звуковом тембре, голосом громким, резким и охрипшим;
    • Постепенным ослаблением силы звучания слов при разговоре, с переходом к шепоту;
    • Непонятными и не правильными звукопроизношениями;
    • Монотонностью и однообразием речевых оборотов с полным отсутствием эмоций;
    • Большим нарушением произношения тонообразующих (гласных) звуков;
    • Внятной артикуляцией в состоянии покоя и большим искажением произношения в состоянии возбудимости;
    • Непроизвольными выкриками гортанных звуков.

В большинстве случаях данная симптоматика может сочетаться с тугоухостью, в частности – слуховые нарушения высоких звуковых тонов.

Форма бульбарной дизартрии обусловлена симптома-комплексом нарушений в рече-двигательном анализаторе вследствие различных патологических процессов в отделе продолговатого мозга, вызывая мышечные парезы или параличи в глотке, языке, тканях неба, мышцах гортани и нижней челюсти.

С возможным развитием расслабленности или мышечной атрофии, что нарушает глотательные функции и свободный проход воздуха при выдыхании, приводящие:

    • К ослаблению и гнусавости голоса;
    • Отсутствию произношения звуков звонких тонов;
    • Замене одних звуков другими (смычных на щелевые);
    • К преобладанию в разговоре плоскощелевых глухих звуков.

Развитие корковой дизартрии – следствие очаговых поражений ЦНС в области корковых структур мозга. Данная форма отображает целый ряд расстройств речевой моторики в виде:

  • Замещения шипящих звуков на свистящие и наоборот;
  • Распада на составные части сочетаний многих согласных звуков;
  • Замещения звонких звуков на глухие, а твердых на мягкие;

Признаки псевдобульбарной дизартрии

Основным признаком данной патологии является повышенный тонус мышц, участвующих в артикуляции. В таких случаях псевдобульбарная дизартрия принимает спастическую форму. Довольно редко, при ограниченном объеме возможных движений, мышечный тонус может незаметно понижаться или повышаться, захватывая отдельные группы мышц. Такое состояние отмечается как паретическая форма заболевания. Обе формы отличаются существенным ограничением активных произвольных движений, а в тяжелой форме – полным отсутствием движений артикуляционных мышц.

Несмотря на это, наблюдается сохранение автоматических рефлекторных движений, а также сохранение и усиление глоточных и небных рефлексов. При проведении обследования выявляется напряженный язык, оттянутый взад таким образом, что его закругленная спинка перекрывает вход в глотку. Он ограничен в произвольных движениях. Во многих случаях ребенок высовывает язык, однако амплитуда этого движения сильно уменьшена, становиться затруднительно удержать высунутый язык на уровне средней линии. Наблюдаются его отклонения в разные стороны, опускание к нижней губе.

Признаки псевдобульбарной дизартрии

Другими признаками псевдобульбарной дизартрии является нарушенная моторика бровей, глаз и всей верхней части лица. В результате, лицо теряет мимику, становится неподвижным, похожим на маску. Ребенок в целом становится неуклюжим, неспособным даже самостоятельно одеться или обуться. Ему с большим трудом даются самые простые движения.

Прогноз заболевания

Родителям необходимо постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка, уделять много времени на разговор с ним, совместное чтение книг. В противном случае дети, замыкаются в себе. Они прекрасно понимают, что отличаются от сверстников и начинают подменять слова жестами, избегать контактов. Если подобное поведение входит в привычку патология усугубляется.

Тяжелые формы дизартрии плохо поддаются коррекции. Систематические занятия с логопедом помогают добиться внятности произношения, но не гарантируют полного избавления от дефектов. От стертой дизартрии избавляются до восстановления полной чистоты произношения. В процессе лечения и до поступления в школу ребенку необходима усиленная профилактика нейроинфекций и травм.

Эффективность лечения во многом зависит от настойчивости и терпения родителей. Чем тщательней они выполняют рекомендованные логопедом упражнения, тем выше шанс выздоровления. Большое значение имеет и опыт логопеда, своевременность выявления патологии.

Степени дизартрии

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

  • Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
  • Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
  • Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
  • Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.
Читайте также:  Как лететь в самолете с маленьким ребенком до года

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

  • Первая степень – совершенная анартрия. Явление, при котором ребенок не проявляет голосовых реакций.
  • При второй степени наблюдается голосовая вокализация некоторых звуков, зачастую гласных.
  • При третьей степени есть простейшие возможности произносить слога.

Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.

Обследование пациентов с дизартрией

Постановка диагноза осуществляется на основании данных тщательного обследования. Необходимо исключить у человека такие заболевания как дислалия (нарушение звукопроизношения без патологии слуха) или афазии (приобретенное нарушение речи, которая уже сформирована).

Признаки псевдобульбарной дизартрии можно установить на первом этапе появления младенца на свет: крик такого ребенка мало выражен или отсутствует в момент рождения. Ребенок не обладает сосательными рефлексом, голос плохо модулирован и содержит признаки носового.

Дальнейшее развитие ребенка подтверждает предполагаемый диагноз: он отказывается брать грудь или начинает захлебываться. Питание таких ребятишек часто проводится искусственно –через зонд. По мере взросления также наблюдается нарушения в речевом развитии: звуки у малыша тихие и однотонные, появляются гораздо позднее, чем у сверстников.

Основные симптомы для постановки точного диагноза являются:

  • отсутствие надлежащей артикуляции (дрожание языка, его загибание вверх и т.п.);
  • медленная артикуляция;
  • проявления синкенезии – появление тремора других частей тела, например, рук при движении языком;
  • просодические расстройства речи – ее замедленность, невнятность, однотонность, проседание звуков, отсутствие модуляций;
  • устойчивые нарушения произношения.

Для подтверждения дизартрии проводятся функциональные пробы. Врач просит человека высунуть язык и удерживать его вне рта на середине в течение определенного времени. Одномоментно пациенту предлагается проследить за передвигаемым из стороны в сторону предметом. У больного человека язык будет двигаться вместе с глазным яблоком.

Особое внимание в диагностике должно быть уделено артикуляции в состояния покоя и при движениях мимики.

Дизартрия – это то заболевание, прогноз которого зависит от своевременности диагностики и начала лечения.

Что должно насторожить родителей и подвигнуть привести ребенка к специалисту?

  • у ребенка наблюдается выпадение языка изо рта;
  • постоянное ощущение заложенности носа при разговоре;
  • речь медленная или сбивчивая;
  • при разговоре у ребенка перехватывает дыхание;
  • без причин появляется повышенное слюнотечение;
  • наблюдаются резкие изменения голоса – он становится слишком писклявым.

Это объективные признаки, которые нельзя списать на формирование речи у ребенка, поход к врачу обязателен.

Рекомендации

Работа с детьми с дизартрией включает:

  1. Массирование носогубных складок. Для этого делают от 5 до 7 движений от носа до губ, легкие постукивания по носогубным складкам. Также можно массажировать эту часть зигзагообразными, волнообразными и спиралевидными движениями. В уголках губ можно провести точечный массаж.
  2. Массаж губ. Делается с помощью двух пальцев от середины верхней и нижней губы к уголкам. Дополнительно можно делать спиралевидные движения по верхней и нижней губе, подобные движения по средней части губ. Также рекомендуется делать пощипывания по средней части губ.
  3. Массаж неба. Для этого с помощью двух пальцев небо массируют, начиная движения от передних зубов до середины ротовой полости. Перед процедурой руки следует завернуть в марлю.

Также делают постукивание от резцов, зигзагообразные, волнообразные, кольцевые движения. Кроме того, полезным будет массирование языка, при котором используются движения, описанные выше.

Формы дизартрии у детей

По локализации очага поражения головного мозга дизартрия у ребенка может иметь следующие формы:

  • Бульбарная— поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;
  • Псевдобульбарная— обуславливается поражением проводящих систем, обеспечивающих проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга;
  • Подкорковая дизартриясвязана с поражением подкорковых ядер, которые отвечают за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи;
  • Корковая— поражены корковые структуры головного мозга, которые ответственны за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса;
  • Мозжечковая – поражены ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за координированность в работе дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи. Редко встречается изолированно от других видов.