Как развить память у ребенка в 8, 9, 10 лет: что нужно знать родителям

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему дети воспринимают информацию каждый по-разному?

Особенности

Память детей с ЗПР сильно страдает. В отличие от сверстников, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали.

Эта же проблема возникает и с пониманием запомненной информации. Так как освоить весь объём они не могут, то и понять, проанализировать и воспроизвести какие-либо действия на основе полученных знаний, так же для них невозможно. Эта особенность памяти особенно ярко проявляется у дошкольников с ЗПР, когда им приходится развивать базовые необходимые для жизни навыки.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов – рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад. Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Как развивать и тренировать без ущерба для здоровья

С раннего возраста необходимо заниматься с ребенком и развивать зрительную память, предлагая ему разные развивающие игры, которые в будущем помогут ему быстро справиться с заданиями в школе.

ПРАВИЛО: чем раньше приступите к обучению, тем легче школьник будет учиться в школе.

Предлагайте ребенку запомнить материал различными способами. Пусть он читает вслух, проговаривает выученный материал. Делайте упражнения на логическую память. Анализируйте текст, составляйте план рассказа, используйте тезисы. Старайтесь находить логические комбинации и систематизировать прочитанное. Уделяйте внимание образной памяти, и используйте в своих упражнениях наглядный материал, который способствует быстрому запоминанию полезной информации.

Эффективные упражнения и приемы

Очень важно, чтобы все занятия проходили в игровой форме. Не нужно заставлять ребенка заниматься, если он не хочет. Лучше потренироваться 5-10 минут в день систематически и регулярно.

Существует огромное количество упражнений на развитие памяти, вот некоторые из них:

  1. Попросите ребенка в подробностях рассказать вам о дороге домой. Что интересного он увидел, кого встретил, что запомнилось.
  2. Предложите отыскать 10 отличий. Это может быть картинка с разными предметами, или с животным.
  3. На листе бумаги нарисуйте разных животных и их домики. Спросите у ребенка, кто в каком домике живет.
  4. Работайте с карточками, на которых нарисовано несколько предметов. Пусть ребенок посмотрит на одну карточку, после чего вы заберете ее, а ему нужно вспомнить, что было нарисовано на ней.
  5. Если ребенок не может запомнить какие-то правила из школьной программы, повесьте его перед столом таблицы из правил или формул и научите обращаться каждый раз к ним, когда возникают трудности в написании задания.

ГЛАВНОЕ – не кричите на ребенка, тренируйтесь с хорошим настроением, мотивируйте его и не тратьте больше пяти минут на одно задание.

Не забывайте о том, что в школе не должны учить вашего ребенка, учителя лишь способствуют тому, чтобы он мог чему-то научиться. Все зависит от мамы, и от того, сколько усилий она приложит к развитию своего ребенка. Тренируйтесь регулярно, выполняйте упражнения и развивайте внимание и память.

Синдром отличника у ребенка Опубликовано:

Читайте также:  Козье молоко: польза и вред. Польза козьего молока для ребенка

В этой статье будет рассказано о том, как избавить ребенка от «синдрома отличника».Читать далее

нет комментариев Как научить ребенка планировать время? Опубликовано:

Школьные уроки закончились. И ваш радостный ребенок бежит вприпрыжку домой. Как помочь  распланировать день — все эти вопросы в голове родителей не дают им покоя. Но вот несколько советов, которые все расставят по своим местам, в прямом и переносном смысле.Читать далее

нет комментариев Детская истерика: что делать? Опубликовано:

Данная статья описывает детскую истерику, возможные причины детских истерик, рекомендации взрослым по их поведению во время детской истерики.Читать далее

нет комментариев Как снизить интерес ребенка к материальным ценностям? Опубликовано:

Нередко родители сталкиваются с тем, что их дети начинают усиленно просить разного рода материальные блага. И с возрастом их запросы растут.Читать далее

нет комментариев Проблемы взаимоотношения детей и родителей Опубликовано:

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Они, как никто другой, заинтересованы в результатах воспитания.Читать далее

нет комментариев

Диагностика памяти и внимания 

Определяем уровень развития всех видов памяти у младшего школьника

Тема, диагностики памяти у младших школьников довольно обширна и сложна, поэтому мы рассмотрим лишь одну из методик.

  1. Слуховая память. Вы читаете ребёнку ряд из 10 слов, которые он должен запомнить и записать.

Слова: дерево, собака, книга, стол, окно, трава, машина, фломастер, гриб, утюг.

  1. Зрительная. Предложите ребёнку прочитать ряд из 10 слов, а затем записать те, которые удалось запомнить.

Слова: барабан, пряник, ложка, мотоцикл, коробка, яблоня, фотография, журнал, цветок, медведь.

  1. Моторно-слуховая. Взрослый читает слова, а ученик повторяет за ним шёпотом и «записывает» в воздухе. Потом, он должен записать на листе бумаги все слова, которые запомнил.
Читайте также:  Детский пиелонефрит — симптомы, причины, лечение и последствия

Слова: корзина, гора, мост, лужа, кошка, вилка, чемодан, гусь, вишня, карандаш.

  1. Комбинированная. Ребёнок читает слова вместе со взрослым, проговаривает их шёпотом, «записывает» в воздухе, а затем на лист бумаги.

Слова: морковь, чашка, попугай, стул, дорога, солнце, мыло, сумка, лампа, озеро.

Вывод, насколько развита каждая из видов памяти, можно сделать по количеству баллов, которые набрал ученик.

Диагностика памяти и внимания 

10 – развита хорошо.

9 – 5 развита на среднем уровне.

5 – 1 низкий уровень.

Возможно, вам будет интересно Шуточный тест на сообразительность

Узнаем уровень развития памяти у дошкольника

Прежде чем начинать развивать уже имеющиеся навыки, необходимо сначала понять, а на каком же уровне наш ребенок? Для этого можно провести с ним несколько игр.

  1. Найти игрушку. Эта игра позволит понять, на каком уровне находится память, а также внимание и способность понять инструкцию или просьбу взрослого. Перед малышом необходимо положить несколько игрушек, которые он хорошо знает и предложить закрыть ему глаза. Убрать 2 игрушки, попросить малыша назвать отсутствующие.
  2. Если ребенок назвал 2 и правильно, значит, память и внимание у него развиваются достаточно хорошо: он внимателен и прекрасно понимает просьбу взрослого.
  3. Если малыш назвал только одну игрушку верно, то уровень развития памяти средний, возможно, не хватает внимания, но просьбу он понимает.
  4. В третьем случае, ребенок не называет верно ни одну игрушку и не понимает смысла задания. Значит, дела не так хороши, и маме или папе необходимо всерьез задуматься о подключении дополнительных материалов для развития этих навыков у своего крохи.
  5. Карточки с нарисованными предметами. Их должно быть 10 и на них можно нарисовать или найти картинки и приклеить различные предметы, такие как клоун, цветок, машина, девочка, мальчик, солнце, кошка, собака, дерево, дом. Затем показывать карточки малышу на протяжении 5 — 6 секунд и затем спрятать. Потом он должен назвать и вспомнить в произвольном порядке названия предметов.
  6. Если 8 — 10 карточек ребенок назвал правильно, значит, память в отличном состоянии. Когда названы 5 и меньше карточек, тогда нужно всерьез заниматься развитием малыша.

Более взрослым детям можно придумать задачки посложнее, например, с цифрами и буквами.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению

Тест «Проверь свою память». Для детей школьного возраста

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.
Читайте также:  Как научить ребенка писать цифры – основные методы обучения

Произвольная память у детей с ЗПР

Произвольная память начинает срабатывать в раннем школьном возрасте, когда для того чтобы что-то запомнить, ставится определенная цель и задача: выучить, осознать. Интенсивность и скорость произвольной памяти будет напрямую зависеть от внимания, а также состояния слухового и зрительного восприятия.

Педиатры, логопеды и детские психологи настаивают на том, чтобы с раннего возраста у ребенка развивались навыки речи, концентрации внимания, восприятия информации на слух и зрительно. Все эти навыки в совокупности будут способствовать развитию всех видов памяти.

Упражнения

В настоящее время разработано достаточно много разных методик и упражнений, которые направлены на развитие у ребенка функций запоминания.

К наиболее действенным можно отнести следующие виды простых методик, которые можно использовать для улучшения процессов запоминания:

  1. Упражнение «Вечерний обзор» — следует выработать у ребенка привычку каждый вечер рассказывать обо всех событиях, которые произошли с ним в течение дня. Причем родителю следует попросить пересказать все обратном порядке, то есть начать с событий вечера и вплоть до момента пробуждения. Вначале могут быть сложности, поэтому можно задавать ребенку наводящие вопросы. В целом, такое упражнение помогает выстраивать последовательность событий, развивает умение анализировать, а также улучшает память.
  2. Разглядывание двух одинаковых картинок – ребенку следует показать два одинаковых (на первый взгляд) изображения и попросить найти основные различия. Такой метод позволит развить не только память, но и внимательность.
  3. Упражнение «запомни все» — родителю следует выбрать какой-то предмет и показать его школьнику (например, лампу, стул и т.д.). Последний должен его внимательно рассмотреть, не притрагиваясь. Далее ребенок должен закрыть глаза и попробовать максимально подробно описать предмет, который ему показали (цвет, детали, размер и т.д.).
  4. Упражнение «Что изменилось?» — перед ребенком следует разложить несколько предметов в ряд (к примеру, карандаш, ручка, резинка и т.д.) и попросить запомнить в каком порядке они лежат. Далее школьник должен закрыть глаза и досчитать до 20. В это время необходимо изменить порядок расположения того, как он откроет глаза, родителю следует поинтересоваться, что изменилось.