Лучшие методики по развитию внимания у детей

Внимание — это одно из самых уникальных свойств человеческой психики, без которого практически невозможно добиться успеха в учебе, карьере или спорте. Да и в повседневной жизни рассеянным людям приходится очень «не сладко». Поэтому вопросу развития внимания необходимо придавать особое значение едва ли не с самого рождения ребенка.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов – рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад. Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Особенности развития детского внимания

Сразу же после рождения внимание ребенка носит непроизвольный характер, поэтому его привлекают блестящие предметы, движущиеся объекты или громкий звук. Примерно в шесть месяцев малыши начинают проявлять интерес к предметам, которые их окружают: они начинают только рассматривать предметы, но и пытаются взять их в рот, повертеть в руках. В этом возрасте внимание ребенка все еще неустойчиво. Как только малышу покажешь новый предмет, он сразу же забывает о той игрушке, которой только что игрался.

К двум годам у ребенка уже начинают проявляться зачатки произвольного внимания, развитие которого происходит главным образом под влиянием взрослых (например, умение пользоваться ложкой, складывать разбросанные игрушки и т.д.). Именно в этом возрасте специалисты рекомендуют приступать к занятиям, направленным на развитие памяти и внимания у ребенка.

Особенности развития детского внимания

К четырем-пяти годам ребенок уже умеет подолгу слушать рассказы взрослых или играть в интересную игру. Но его внимание все еще характеризуется высоким уровнем отвлекаемости при возникновении других, более интересных для него предметов или факторов. Например, малыш может затаив дыхание слушать сказку, но как только в комнату забегут другие дети, он сразу же потеряет к ней интерес.

К шести-семи годам ребенок приобретает определенный опыт управления вниманием, что, кстати, является одним из основных показателей его готовности к посещению школы.

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста – необходимый процесс, благодаря которому мозг учится отбирать нужную информацию. При отсутствии внимания мозг не справился бы с перегрузками.

Внимание – это качество, которое состоит из ряда свойств. В их числе: объемность, избирательность, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение и произвольность.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста начинается со словесных указаний взрослых в процессе игры

Getty

Все составляющие имеют свои особенности:

  • При небольшом объеме внимания ребенок не в силах запомнить и удерживать в уме сразу несколько предметов.
  • Недостаточная концентрация приводит к тому, что ребенок не способен долго сосредотачиваться на одном предмете или его части.
  • При плохо развитой переключаемости, дошкольник медленно вникает в новое задание.
  • Если у ребенка плохо развито свойство распределения, то он не сможет выполнять сразу несколько действий.
  • При дефиците произвольности дошкольник не может сконцентрироваться на задании по требованию взрослого.
Читайте также:  Желтое тело в правом яичнике при беременности и пол ребенка

Эти недостатки невозможно устранить с помощью развивающих занятий, таким детям необходима работа со специалистами. Любое нарушение может привести к нарушениям в поведении и действиях дошкольника.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и скучной деятельности, но в процессе интересной игры они способны на долгую концентрацию. С возрастом внимание становится сосредоточенным и устойчивым.

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Все дети обладают непроизвольным вниманием, а у дошкольников формируется произвольное. Они могут управлять им, удерживать на значимом объекте, выделять интересные детали. Устойчивость в интеллектуальной деятельности возрастает к 7 годам.

Все упражнения делятся на 2 направления: тренирующие свойства внимания и формирующие это качество. Второе направление предназначено для тех детей, которые схватывают общий смысл, оставляя незамеченными детали.

Примеры простых тренировок:

  • Перечисляйте ребенку разные слова, его задача – внимательно их слушать, а когда, например, он слышит название животного, то должен подпрыгивать. Это развивает внимательность, скорость распределения и переключения.
  • Постройте детей в шеренгу и предложите одному из них запомнить, как выглядят все участники. Через 2 мин ребенок должен отвернуться, а оставшиеся внести изменения во внешний вид. Запоминающий должен назвать все изменения. Так развивается наблюдательность.

Существует много других игр, каждая имеет определенную цель.

Если ребенку не нравится одна игра, попробуйте другую или отложите занятие на время. Главное — не заставлять играть насильно. Занятия должны быть в радость.

Участвуйте в жизни ребенка и помогайте ему развиваться.

Дети от 2-ух до 4-ех лет

Особенности возрастной группы

В раннем детстве развитие заинтересованности идет параллельно с освоением ходьбы, сенсорных навыков и речи. Самостоятельное передвижение открывает для малыша доступный и разнообразный мир предметов. Так постепенно расширяется кругозор чада. Перемещение в пространстве — это новые возможности. Малыш самостоятельно выбирает объект, который может его заинтриговать. Знания о форме, цвете, назначении предмета, совершение разнообразных действий с ним (обнюхивание, тактильное познание) позволяют углубиться в изучение признаков и функций объектов.

По мере овладения речевыми навыками чадо начинает придавать значение интонациям, словам и фразам. Дите реагирует на инструкции родителей и воспитателей, если они сформулирована кратко и четко, а также указывают на знакомые ребенку действия или предметы. При постижении речи у ребенка возрастает внимание к фразам и их значению. Однако это возможно лишь при выразительной мимике и интонациях взрослого.

Но еще лучше дети младшей возрастной группы воспринимают зрительные образы. Им проще познавать мир глазами. Наглядно-действенное мышление развивает первые навыки наблюдения за объектами.

Простейшие тренировки на развитие сосредоточенности

Разглядывания картинок и сравнение предметов — лучшие методики по развитию внимания у детей младшей возрастной группы.

Убери лишнее

Заранее подготовьте картинки с разнообразными знакомыми малышу предметами, фруктами, овощами. Выкладывайте перед ним по 3 карточки, например, с изображением стула, кровати и яблока. Просите убрать лишнюю карточку.

Построй кубики по примеру

Подготовьте 5-8 кубиков разных цветов. Выдайте такой же набор малышу. Постройте простую конструкцию, начиная с 3-ех кубиков. Попросите сына или дочь повторить. Если ребенок справился, но перепутал цвета, похвалите его, но акцентируйте внимание на цветовой гамме и предложите попробовать еще раз. Усложняйте конструкции по мере правильного выполнения заданий.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам. Недоношенные дети

Найди потерянное

Нарисуйте на бумаге простой сюжет: дом, солнце, дерево, облака, траву, собаку. На втором листе изобразите 3-4 объекта с первого рисунка. Узнайте у чада, что нужно дорисовать, чтобы картинки стали идентичны.

Полезные книги

Лучшие методики по развитию внимания у детей младшей возрастной группы описаны в книгах:

  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников»;
  • Кравцова О. Е., Жирнова М. А. «Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста»;
  • Александрова О. «Большая книга по развитию внимания, памяти и речи для малышей».

книги помогают развить память и внимание у детей, дополнительной тренировкой ума можно начинать заниматься с раннего возраста

Pазвитие памяти у детей дошкольного возраста: особенности и упражнения на развитие внимания у дошкольника

Одни из самых важных характеристик, влияющие на способность ребенка к обучению – это уровень развития внимания и памяти. Доказано, что ребенок проявляет большую внимательность, усидчивость к тому, что ему нравится. То же самое касается памяти, направленной на интересующий ребенка объект. Если дети считают информацию важной или интересной для себя, она будет храниться как память. Но как же быть, если необходимо запомнить слабо интересующий ребенка набор слов? Или начало стихотворения от волнения вылетает из головы?

Есть специальные приемы, позволяющие улучшить запоминание.

Но давайте вначале рассмотрим особенности памяти и концентрации внимания в процессе обучения:

  • стресс блокирует каналы, по которым информация передается и обрабатывается в мозге. Поэтому перед обучением, заучиванием чего-либо обязательно делайте упражнения на расслабление. Это может быть любимая песня, игра с мячом или другое занятие, которое наверняка понравится ребенку и развеселит его. Вы даже можете придумать собственную игру-ритуал. Например, каждый раз начинайте изучение нового материала с коротенькой игры на внимание: по команде «один, два, три – общее найди» ребенок находит общий признак, который его объединяет со взрослым на момент игры. Это может быть элемент одежды, цвет предмета одежды, аксессуар, поза и др.;
  • новизна в процессе преподнесения информации привлечет внимание ребенка и сделает обучение более запоминающимся. Это может быть прослушивание стихотворения перед его заучиванием в актерском исполнении, найденном в интернете, или чтение этого стихотворения родителем с использованием забавной шляпки или игрушки;
  • если ребенок может соотнести новые знания с категорией уже полученных, это скорее всего свидетельствует о том, что они будут прочно выучены. Поэтому помогите новой информации зацепиться за старую. При необходимости помогите ребенку структурировать информацию, повторить старый материал, найти аналогии, сходства и различия;
  • услышав новую информацию, ребенок должен что-то сделать с ней, это необходимо для долгосрочного запоминания. Предложите ребенку повторить вновь услышанное своими словами, или по-другому воспроизвести новые знания (нарисовать, написать).

Но при изучении новых слов или запоминании набора слов этих рекомендаций часто бывает недостаточно. В таком случае на помощь приходит мнемоника – искусство запоминания, основанное на образовании ассоциаций. Попросту говоря, запоминание того, чего не знаешь, на основе того, что знаешь.

Рассмотрим некоторые приемы мнемоники, которые можно использовать на занятиях с ребенком:

все органы чувств и движения тела. Если заменить слова, новые термины чем-то более знакомым и простым для восприятия, их будет легче запомнить. Это могут быть зрительные образы, звуки, вкус или запах, жесты. Например, как узнать, «растет» Луна или «убывает»? Приставьте палец к полумесяцу на небе. Если получилась буква «Р», то Луна растет, если не получилась – убывает.

Читайте также:  Как правильно разводить Регидрон для взрослых и детей?

2. Объедините запоминаемую информацию между собой в сюжет. Например, нужно запомнить набор слов: гора, луна, перчатки, кот, красный, яблоко. Помогите ребенку сложить все эти слова в сказочный сюжет или мультфильм. Чем необычнее и смешнее получится сюжет, тем легче будет запомнить слова. Например, можно сказать «на горе под луной виднелись перчатки, а кот сидел возле красного яблока». Но гораздо интереснее будет: «кот в красных перчатках ел яблоко, когда луна упала с горы». В этом случае, проявив фантазию, ребенок без труда запомнит пять несвязанных между собой слов.

3. Используйте ассоциации при запоминании новых слов или символов. Самые известные примеры применения этой методики: «Лебедь напоминает нам цифру 2», «Цвета радуги учим по схеме Каждый Охотник Желает Знать ….». Менее известные примеры: «Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты» (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Так и к каждому плохо запоминаемому слову вы вместе с ребенком можете придумать вашу собственную ассоциацию. Дети часто забывают первое слово стихотворения, которое им предстоит рассказать на утреннике. Придумайте слово-ассоциацию, начинающуюся с такой же буквы или рифму к «непослушному» слову.

Не бойтесь «помогать» памяти, используя всевозможные приемы. Информация, запомненная с использованием таких «помощников», быстро усваивается и хранятся в памяти очень долго.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Рекомендации

К особенностям развития внимания детей можно отнести тот факт, что ему предшествует активное овладение речью, а также формирование регулируемого восприятия. Ребенок шести лет способен увлеченно заниматься одним делом около 10-15 минут.

В любом случае родителям стоит развивать познавательные способности малыша. К таковым относятся:

  • память;
  • воображение;
  • мышление;
  • восприятие.

дополнительноТакже не будет лишним развивать способность переключаться с одного объекта на другой, улучшать объем внимания и совершенствовать его устойчивость.

Объем внимания помогает улучшить следующее упражнение. Разложите на столе несколько предметов, пусть ребенок посмотрит на эти предметы, потом накройте их. Предложите малышу вспомнить, что было разложено на поверхности. Для развития такого свойства внимания, как концентрация, попробуйте заниматься каким-либо делом под музыку. Со временем музыку включайте громче.

Следует заметить, что объем и переключаемость у дошкольников развиты очень плохо. Для улучшения этих качеств можно предложить игру в «корректора». Дайте крохе листочек с буквами. На нем необходимо вычеркивать определенные символы, другие обводить в кружочек, третьи — пропускать. Для тех малышей, которые еще не выучили буквы, можно взять листок с геометрическими фигурами.

Родителям следует принимать активное участие во всех занятиях с малышом. Не стоит быть просто зрителем, проявляйте свои эмоции. Когда вы даете своему чаду указания, проследите за тем, чтоб они были логичными, корректными и понятными малышу. Упражнения подбирайте с учетом того, что они должны быть интересны ребенку. Соответственно задания должны немного превосходить знания и умения малыша.

Никогда не упрекайте ребенка за невнимательность, не сравнивайте его с другими детьми, а просто любите малыша и занимайтесь его развитием. Вы не успеете оглянуться, как результаты вас приятно удивят.