Первый прикорм у грудничка: таблица введения овощей и каши

Материнский капитал в 2021 году. Что изменилось?

Начало прикорма при грудном вскармливании: когда наступает необходимость

Оптимальным периодом прикорма считается 4–6 месяцев, хотя ВОЗ рекомендует до полугода давать ребенку только грудное молоко. Это связано с возникновением аллергических реакций, укреплением иммунитета кишечника и появлением пищеварительных ферментов, без которых любая еда не сможет перевариться и усвоиться.

На практике время прикорма выбирается индивидуально каждой мамой, которая ориентируется на готовность ребенка к новой пище.

После 6 месяцев у ребенка наступает потребность в получении дополнительного источника энергии, навыков жевания и опыта мелкой моторики, а однообразная пища в виде грудного молока может затормозить процессы роста и развития.

Когда же вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании?

Ученые пока не могут прийти к единому мнению: одни считают, что раньше 6 месяцев вводить не стоит, вторые склоняются к варианту, что стоит начинать немного раньше.

К каждому ребенку нужен строго индивидуальный подход. Если мама хорошо питается, рацион употребляемых ей продуктов разнообразен, и ее ребенок абсолютно здоров, имеет нормальный уровень гемоглобина, нормально прибавляет в весе и росте – спешить не стоит, время начинать прикорм в 6 месяцев.

Если ребенок плохо прибавляет в весе, имеет уровень гемоглобина ниже нормы или, наоборот, прибавляет ежемесячно больше килограмма – можно начинать раньше, в 5–5,5 месяцев.

Интересно знать! Белорусскими медиками было проведено исследование, в ходе которого изучалась заболеваемость детей раннего введения прикорма (с 4 месяцев) и рекомендованного ВОЗ (с 6 месяцев). Результаты показали, что дети, которым рано вводился прикорм, чаще страдали запорами, острыми кишечными инфекциями, у них чаще встречалась анемия.

Что такое педагогический прикорм

В современной педиатрии различают два вида прикорма:

  • педагогический;
  • педиатрический;
Что такое педагогический прикорм

Для понимания расшифруем оба понятия. Педиатрическим называют привычный нашим мамам и бабушкам метод. То есть, это когда грудничка постепенно приучают к каждому продукту, предварительно отваривая или протушивая его и перетирая до однородной консистенции или используя готовое детское питание в баночках. Грудничка кормят с ложечки, сначала порция на один прием пищи небольшая – около одной столовой ложки. Начинается такой прикорм с одного «сеанса» в день, постепенно к году такие завтраки, обеды и ужины становятся основой рациона маленького человека.

В основе педагогического прикорма стоит сохранение первоначального вида продукта, его консистенции, формы, текстуры. Его не измельчают, отдельной «кормежки» в этом случае не существует. Дите просто пробует взрослую пищу с родительского стола во время маминого завтрака, обеда и ужина. Естественно, очень маленькими порциями, их еще называют микродозами.

В чем заключается важность первого прикорма?

В определенный этап развития малыша поступление питательных веществ только с грудным молоком матери или адаптированной искусственной смесью становится недостаточным. Встает вопрос о расширении рациона питания — введении прикорма, как дополнительного источника минеральных веществ, витаминов и других составляющих пищи. 

Согласно рекомендациям международного комитета по питанию ESPGHAN от 2017 года прикорм должен быть введен в интервале от 17 до 26 недель (4-6 месяца) независимо от характера вскармливания. Своевременное введение продуктов прикорма в последующем формирует правильное «пищевое поведение» у ребенка.

Считается, что минимальный возраст, при котором возможно назначение продуктов прикорма, это  4 месяца. Почему именно он? Ранее этого срока ребенок еще не готов к усвоению другой пищи, кроме грудного молока или детской молочной смеси. А к 4 месяцам пищеварительный тракт становится более зрелым – уменьшается проницаемость слизистой кишечника, созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета, что снижает риск возникновения аллергических реакций. К этому возрасту малыш приобретает навык проглатывать густую и полужидкую пищу, так как угасает «рефлекс выталкивания ложки».

Введение прикорма после 6 месяцев может вызвать дефицит жизненно важных микроэлементов и привести к задержке формирования навыков жевания густой пищи. Таким образом, интервал 4-6 месяцев это так называемое «критическое окно» для формирования правильного «пищевого поведения» и профилактики недостаточности витаминов и микроэлементов.

Сроки введения прикорма строго индивидуальны и определяются врачом-педиатром с учетом особенностей развития конкретного ребенка. Считается, что предпочтительным возрастом введения прикорма для здорового малыша является 5 месяцев.

Ребенок отказывается есть новую пищу – что делать

Бывает, что грудничок не хочет пробовать новую еду, плюется, плачет. Что делать? Первое – не ругать малыша. Этим вы только испугаете его, вызовете еще большее отвращение к еде. Берите его с собой, когда едите сами, но не пытайтесь «впихивать» ему еду. Позвольте просто наблюдать, как едят другие члены семьи. Если попросит сам – дайте. Не включайте во время еды телевизор, уберите все, что может отвлечь кроху от процесса еды. Если он измажется или уронит что – то, не возмущайтесь, спокойно уберите и обратите внимание младенца, как аккуратно кушают другие. Обычно этих мер хватает, чтобы малыш проявил интерес к еде. Рекомендуем по теме: что делать, если ребенок не хочет есть прикорм >>>

Отказ от пищи

Для младенца, получающего грудное вскармливание, материнское молоко до годика представляет основной вид пищи. Поэтому не старайтесь давать грудничку большой объем твердой пищи. Те цифры, что предлагаются в таблицах, носят рекомендательный характер. Иначе можно переусердствовать и получить проблемы с пищеварением у малыша.  Следите за реакцией маленького организма, советуйтесь с врачом, соблюдайте во всем меру, и ваш малыш будет активно расти и развиваться.

Читаем далее: прикорм детей на искусственном вскармливании >>>

Педагогический прикорм. Таблица

В таблицы очень любят помещать правила и дозы педиатрического прикорма, а также все рекомендации по введению прикорма ВОЗ доступны в виде таблиц. Там перечислены точные дни ввода продуктов, вес в граммах и последовательность пищи.

В педагогическом прикорме в виду его особого вида такой таблицы с конкретными типами продуктов нет и быть не может. Ведь сам прикорм зависит от мамы и того, что она ест. Однако в таблицу можно оформить микро- и обычные дозы пищи и рекомендации по тому, как добирать эти количества.

Педагогический прикорм. Таблица

Общие рекомендации исходят из того, что мама кушает до 5-6 раз в день. Можно и меньше, больше – не рекомендуется.

Читайте также:  Беременность мальчиком и девочкой: отличия
Месяц прикорма Новый продукт Объем нового продукта (за прием пищи) Ранее введенные продукты Объем (на прием пищи) Приемов пищи
1-ый 1 в день 1-3 микродозы До 17 разных 1-3 микродозы на каждый 5-6 в день
Со 2-ого по 8-ой 1 в день 1-3 микродозы До 17 разных 1-2 чайных ложки на каждый 5-6 в день
С 8-го по 14-ый 1 в день 1-3 микродозы До 17 разных 1-2 столовых ложки на каждый 5-6 в день
С 1-1,5 лет Переход на общий стол с родителями.

Бдительность и осторожность

В процессе введения неизвестного продукта в рацион грудничка возникают различные проблемы. Например, ребенок отказывается от употребления прикорма, возникает диарея, запор, колики в животе, аллергические реакции. Нужно сразу определить введенный продукт и убрать его на некоторое время. Нельзя заставлять насильно есть новую пищу.

Малышу не пришлось по вкусу мясо или он не любит овощи, не нужно насильно принуждать есть эти продукты. Приправы, соль и сахар нет необходимости добавлять в пюре.

Первый прикорм грудничка при грудном вскармливании должен быть осторожным.

Запрещенные продукты:

Бдительность и осторожность
  • Сдоба, сладости, шоколад.
  • Свинина.
  • Экзотические фрукты.

Неизвестный или новый продукт малыш не должен получать ежедневно. Соки фруктовые, особенно покупные отрицательно влияют на оболочку желудка и кишечника. Если в меню ввести сначала сладкое пюре, возможно овощное ему не понравится.

Основные меры того, как правильно вводить прикорм нужно соблюдать, руководствуясь советами педиатра.

Техника

Концепция педагогического прикорма не требует насыщения новыми продуктами. Согласно ей ни одно полноценное кормление грудью не должно вытесняться иным рационом, так как никакой продукт не сопоставим по качеству и ценности для детского организма с маминым молоком.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании следует начинать лишь тогда, когда ребенок готов к нему. Об этом свидетельствуют следующие признаки.

  • Физические. Ребенок уже научился удерживать в ручках предметы, умеет подносить ладошку с ее содержимым ко рту. Может показать, что конкретная пища ему интересна, демонстрирует желание находиться за столом с другими членами семьи. Для жевания он использует десны, а при попадании на язык пищи у него не возникает выталкивающее движение.
  • Пищевой интерес. Ребенок должен проявлять внимание именно к тому, что находится в тарелках старших членов семьи, а не только к столовым приборам и другим предметам на столе. Кроха требует новую пищу и не соглашается покидать стол, пока не получит желаемое. Пищевой интерес проявляется регулярно.
  • Физиологические. Эта группа признаков основана на дозревании желудочно-кишечного тракта ребенка до того уровня, чтобы потреблять какую-либо другую пищу, кроме грудного молока. До взрослого уровня еще, безусловно, далеко. Но уже сейчас у малыша не возникают аллергические реакции, если он попробовал что-то новое. Не происходит рвота на «взрослый» продукт или нарушение работы кишечника.

Введение прикорма до момента развития всех указанных признаков опасно для малыша. Поэтому не спешите предлагать ему что-то незнакомое ровно в шесть месяцев. Подождите недельку, другую, понаблюдайте за ребенком. Одни детки полностью готовы к прикорму в этом возрасте, другие приходят к этому значительно позже, в семь и даже в восемь месяцев. Поэтому вопрос, когда начинать педагогический прикорм, по отзывам консультантов по грудному вскармливанию, следует решать индивидуально.

— Ребенку в возрасте до восьми месяцев основательный прикорм не нужен, — уточняет консультант по лактации Ксения Соловей. — Малыш должен получать грудь по требованию, как раньше. Заменять даже одно кормление грудью не нужно, так как именно в мамином молоке содержатся все необходимые вещества для крохи. Энергетическая значимость прикорма начинает проявляться ближе к девяти, десяти месяцам.

Подготовка

Техника

Непосредственному получению новой пищи должна предшествовать «подготовительная работа». Мама и другие члены семьи знакомят ребенка правилам поведения на кухне, за столом. Для этого его берут с собой на семейные ужины и завтраки, мама позволяет находиться рядом, когда готовит пищу.

Читайте также:  Аритмия у женщин: причины возникновения и методы лечения

В возрасте с четырех месяцев ребенок активно интересуется столовыми приборами и другими предметами на кухне. Но этот интерес — вовсе не пищевой. Не отказывайте малышу в удовольствии играть с безопасными столовыми аксессуарами. Но контролируйте его поведение, когда он находится у вас на руках. Ваша задача — заинтересовать его процессом потребления пищи, а не теми предметами, которые этот процесс сопровождают.

Первое знакомство

Техника первого знакомства с новой пищей выглядит следующим образом.

  • Мама собирается завтракать. В ее тарелке находятся вкусные, свежие и безопасные продукты, например, творог, хлеб, сыр, печенье.
  • Кроха сидит на руках со своей ложечкой. Сначала малыш играет с ложкой, но когда мама приступит к еде, неизменно заинтересуется содержимым ее тарелки.
  • Кроха тянется за едой. Мама предлагает ему микродозу одного продукта. Под термином «микродоза» консультанты по грудному вскармливанию понимают маленький кусочек, буквально со спичечную головку.
  • Кроха кушает новый продукт. Или выплевывает его. В каждом случае первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит еще. Если новая пища понравилась, можно дать микродозу этого продукта три раза в течение одного приема пищи.

Особенно понравившиеся продукты малыши начинают просить ежедневно. Не торопитесь увеличивать их объем в рационе. В течение трех-пяти дней продолжайте давать их в указанной «микродозе». И только если не отметили негативных реакций, через пять дней можно довести их количество до чайной ложки.

Ограничения на отдельные продукты при педагогическом прикорме

Хотя педагогический прикорм и предполагает постепенную адаптацию крохи к привычной для нас еде, это не значит, что ребенок может пробовать абсолютно все. Одни продукты усваиваются достаточно тяжело, другие обладают большим аллергенным потенциалом, третьи просто тяжело проглотить, не поперхнувшись.

Под ограничения попадают следующие продукты:

  • хлеб – до того момента, как ребенок научится глотать кусочки;
  • цельное молоко (продукт, тяжелый для усвоения) – до 8-9 месяцев;
  • кисломолочная продукция – до 10-12 месяцев;
  • мед (сильный аллерген) – до 12 месяцев (за исключением небольшого количества, растворенного в чае);
  • морская рыба – до полутора лет. При этом ребенку можно давать рыбный бульон или суп, но не саму рыбу;
  • соки, в т.ч. свежевыжатые, зеленый чай, газированная и/или сладкая вода, кофе и какао – до трех лет;
  • грибы и орехи – до шести лет.

Видео: Прикорм — школа доктора Комаровского

Тема введения прикорма – поле для разного рода домыслов и мифов. Чем только не пытаются накормить малюток! К примеру, утверждается, что фрукты в виде пюре и соков вообще не являются первым прикормом, а только его предшественником, и что они вполне подходят для деток в 3 месяца. Существует мнение, что в 4 месяца кроха должен уже съедать овощное пюре в количестве 100 граммов, а к 5 месяцам – освоить кашу на молоке.

Такая техника прикармливания существовала прежде, она была утверждена Министерством здравоохранения и НИИ питания РАМН еще в 1999 году, но с тех пор минуло много времени и наукой опровергнуты все данные положения. Сегодня введение прикорма осуществляется согласно рекомендациям ВОЗ и Международной Молочной Лиги.

Вопрос о первом прикорме очень животрепещущий, поэтому мы сегодня подробно остановимся на всех волнующих моментах. Расскажем о сроках начала прикорма, признаках готовности организма и других важных фактах.